• +7 (473) 263-04-07
Воронеж, Героев Сибиряков ул, 39

Образовательные стандарты

 

В соответствии с  Законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ  от 29.12. 2012г. (ст.10,11) дошкольное образование является первым уровнем общего образования, и с целью обеспечения доступности и качества дошкольного образования вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС  ДО). ФГОС ДО вступил в действие с 01.01.2014 года. 

Дошкольное образование на современном этапе регламентирует Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155. /Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"/

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования ФГОС являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на достижение следующих целей:

  1. повышение социального статуса дошкольного образования;
  2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  4. сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования в Российской Федерации, регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом, представляющим собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию:
• к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему;
• к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим;
• к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

   Требования федерального государственного стандарта дошкольного образования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, содержащих социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

 

 

Приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

 

 

Приказ Министерства просвещения РФ от 21.01.2019 г. № 31 «О внесении изменения в ФГОС ДО, утвержденный приказом МИНОБРНАУКИ РФ от 17.10.2013 г. № 1155»

 

 

Письмо Министерства образования и науки от 28 февраля 2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»

 

 

Консультация для воспитателей издательского дома «Воспитание дошкольника» на тему «Изучаем ФГОС ДО»

 

 

Положение о рабочей группе по подготовке к внедрению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

 

 

План мероприятий по введению федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования

 

 

 

"ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ"


Новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования к содержанию образования, к его результатам, а также к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.
Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

 

 

СВЯЗЬ МЕЖДУ ТРЕБОВАНИЯМИ К ВОСПИТАТЕЛЮ ДОУ ПО ФГОС И ПРОФСТАНДАРТУ


Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.

К педагогическим работникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:

  •  ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
  • профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.

Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается работы образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года. Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны.  

 

ЧТО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРОФСТАНДАРТ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА


Профессиональный стандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:

Общие сведения о стандарте

В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).

Функциональная карта

Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции: обучения;  воспитания; развития.

Характеристика функций

В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.

Сведения о том, какие организации разработали профстандарт

Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.



ДОКУМЕНТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н г. Москва "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 72»  были разработаны следующие локальные акты: 

 

Приказ по организации работы применения профстандартов

План (дорожная карта) 72  по внедрению профстандартов

Положение о поэтапном внедрении профстандарта

Положение о рабочей группе по внедрению профессиональных стандартов

 

Перечень профессиональных стандартов:

 

1. "Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования) -Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)

 

2. " Педагог дополнительного образования детей и взрослых" Приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613н Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"

 

3. "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" - Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 г № 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессиональногообразования и дополнительного профессионального образования"

 

4. "Педагог-психолог" (в сфере образования) Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»  

 

5.Специалист в области воспитания" Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» 

 

6."Специалист по организационному и документационному Обеспечению управления организацией" Приказ Минтруда России от 06.05.2015 N 276н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по организационному и документационному Обеспечению управления организацией"

 

7. "Повар" Приказ от 8 сентября 2015 г. N 610н об утверждении профессионального стандарта "Повар"